А

Свернутый текст

АВИЗО  (итал. avviso), письменное извещение о посылке векселя, об отправке товара, о переводе денег. В цирке авизо:
1) оповещение артистов о направлении в другой город;
2) расписание репетиционного времени;
3) извещение о задолженности по зарплате артистам, адресованное в др. город;
4) уведомление о порядке появления артистов на манеже. Авизо обычно вывешивались за кулисами возле выхода на манеж. В старом цирке, где было много неграмотных артистов и иностранцев, авизо писали в виде схематичного изображения реквизита. Напр., рисунок подковы означал конный номер, кружок – мяч жонглёра и т. п.
АКРОБАТИКА  (от греч. acrobateo – хожу на цыпочках, лезу вверх). Главенствующий жанр цирка, состоящий из многочисленных разновидностей,- прыжковой, силовой, пластической, конной, вольтижной, в основе которого специальные упражнения, различные по характеру и степени сложности, демонстрирующие физическое совершенство человека.
АЛЛЮР  (франц. allure – походка). Различные виды хода лошади: шаг, галоп, иноходь, карьер, рысь.
АНТИПОД
(греч. anti – против, podos – нога). Вид жонглирования, исполняемый артистом в лежачем положении на специальном устройстве – тринке с поднятыми ногами, которыми он подбрасывает и ловит различные предметы, балансирует их, крутит шаговыми движениями и вращает в горизонтальном положении.
АНТРЕ  (франц. entree – вход, выход на сцену). Разыгрываемая клоунами буффонадная, комическая сценка, с которой они выходят как с самостоятельным номером.
АП  (англ. up – вверх). Принятая в цирке условная команда, подаваемая одним из участников номера к выполнению или завершению упражнения или иного действия (лат. apparatus – оборудование, снаряжение).
1. Специальные механические конструкции, включающие в себя систему моторов и лебедок. Эти конструкции подвешиваются под куполом или устанавливаются на манеже (за манежем) и предназначаются для усиления зрелищного эффекта выступления артистов, достигаемого за счет технических особенностей аппаратов: вращающихся, поднимающихся, раскачивающихся, спускающихся.
2. Сочетание нескольких снарядов, используемых в одном номере. Например, аппарат воздушного полета состоит из мостиков, трапеций, штамбортов, ловиторки.
АПАЧ  (нем. Patsch – шлепок, пощечина). Ложная пощечина, исполняемая клоунами как игровой прием. Один из них незаметно для зрителей хлопает в ладоши в момент, когда партнер наносит ему “удар”.
АППОРТИРОВКА  (франц. apporter – приносить, привозить). Разновидность конной дрессировки, демонстрируемой обычно одной лошадью, которая исполняет различные своеобразные сценки шуточного характера. Например, приносит дрессировщику в зубах заданные ей предметы, спрятанные в манеже (платочек, цветок и др.) или в специальных ящичках, лежащих на барьере манежа, а также исполняет маленькие пантомимы: “лошадь в кровати”, “лошадь в ресторане” и др.
АРАБСКИЕ ПРЫЖКИ  Акробатические прыжки, впервые показанные в Европе в 40-х годах XIX в. арабскими акробатами. Отличаются своеобразной конфигурацией, высокой динамичностью исполнения. В нашем цирке получило распространение арабское колесо (колесо, выполняемое не в сторону, как обычно, а вперед) и арабское сальто (сальто в сторону).
АРАПНИК  (польск.). Длинный хлыст на коротком кнутовище. Громкое пощелкивание кончиком арапника оказывает рефлекторное воздействие на лошадь с целью поддержания быстрого бега в одном постоянном ритме. Арапник применяется в джигитовке и в номерах с хищными и крупными животными.
АРАБЕСК
(франц. arabesgue – (буквально) – арабский. Позы в классическом танце). Положение туловища, при котором тяжесть тела переносится на одну ногу, а другая отводится вперед или назад. Используется в различных -номерах акробатики, гимнастики, эквилибристики.
АРНИР  (франц. harnais – конская упряжь, сбруя). Два кожаных ремня, прикрепленных к гурту (см.), которыми притягивают голову лошади к груди, что оказывает воздействие на ее ход в заданном ритме и придает шее красивый изгиб.
АТЛЕТИКА  (от греч. athletikos – свойственный борцам). Цирковой жанр, в котором демонстрация отлична развитой мускулатуры и трюковые упражнения с тяжестями (гирями, ядрами, штангой и др.) показывается артистом в художественно-образной форме как воспевание могущества человека, его физических и духовных качеств.
АТТРАКЦИОН  (франц. attraction букв, притяжение). Особенно интересный и наиболее эффективный номер, занимающий центральное положение в программе и привлекающий внимание зрителей своими идейно-художественными качествами и высоким артистическим мастерством.

Б

Свернутый текст

БАГЕТ    (франц. baguette – палочка). Тонкий полуобруч в руках наездницы, украшенный цветами, через который она перепрыгивает как через детскую скакалку, стоя на бегущей лошади.
БАЛАГАН     (от перс. балахане – верхняя комната, балкон). Временное дощатое строение для цирковых и театральных зрелищ на народных гуляниях в старину.
БАЛАНСИР     (франц, balengier – качать, уравновешивать (коромысло). Длинный шест в руках канатоходца, с помощью которого он сохраняет равновесие на канате.
БАМБУК     (от малайского bambu – род тропического растения). Снаряд для воздушной гимнастики, представляющий собой металлический шест длиной 3-4 м, подвешиваемый вертикально, на котором упражнения выполняются двумя гимнастами. Название снаряда от известного растения, толстый ствол которого когда-то использовался в Японии и Китае для изготовления першей, трапеций.
БАНОЛЛО     (от фамилии первого исполнителя итальянского артиста Л. Банолло). Гимнастическое упражнение – перелет с одного турника на другой с поворотом на 180° а стойку на руках.
http://procirk.ru/pik/B/banolo_01.jpg
БАТОН     (франц. baton – посох, палка). Небольшой стэк с овальной подушечкой на конце – традиционная принадлежность белого клоуна.
http://procirk.ru/pik/B/baton_01.jpg
БАТУТ (БАТУД)      (франц. batoud от итал. battuta – букв. удар). Подкидывающее устройство, применяемое в акробатике для выполнения фигурных прыжков в высоту. Представляет собой частую сетку из прочной тесьмы, натянутую с помощью резиновых амортизаторов внутри металлической рамы на ножках (“стол-батут”), или в виде сетчатой дорожки на металлических подставках, натянутой тросами и блоками к барьеру манежа (“батут-дорожка”).
БЕРЕЙТОР     (от нем. bereiten – объезжать, приготовлять лошадей). Наездник, специалист, объезжающий лошадей и обучающий верховой езде, В цирке – помощник дрессировщика.
БОГЕН     (нем. Bogen – дуга, арка, свод). Прогиб в спине, фиксируемый при исполнении некоторых упражнений.
http://procirk.ru/pik/B/bogen_01.jpg
БУБЛИК      Небольшой кружок овальной формы, служащий опорой при выполнении стойки на голове. Изготовляется из пробки, ремня, пенопласта и подгоняется по форме головы исполнителя.
БУЛАВА      (от латин. bulla – металлический шарик).
1. Старинное оружие в виде тяжелой каменной или металлической головки на рукояти.
2. Предмет для гимнастических упражнений. Реквизит жонглера, напоминающий по форме видоизмененную модель булавы.
БУФФОНАДА     (итал. buffonata – шутка, паясничество, шутовство). Прием художественного изображения в актерской игре, известный еще со времен древнегреческого театра, площадных представлений, в выступлении шутов в эпоху средневековья, Возрождения и в постановках итальянского театра масок. Основа цирковой буффонады – обязательное преувеличение, как внешних черт клоуна, так и его действий, бутафории.

В

Свернутый текст

ВАЛЬСЕТ     (франц. valse – вальс). Темповой подскок, подпрыжка, применяемый как связующий элемент, вспомогательное действие для перехода к выполнению прыжка.
ВЕНТРОЛОГИЯ     (латин. venter – живот, Logos – слово, речь. Старинное название – чревовещание, то есть “вещание животом”, от славянск. чрево – живот). Искусство произносить отдельные слова и целые фразы без артикуляции губ. На этом сложном приеме строится разговорная сценка артиста с куклами.
ВОЛЬТ     (франц. volte – поворот). Элемент конной дрессировки плавный круговой поворот лошади на месте.
ВОЛЬТИЖ     (от франц. voltiger – порхать).
1. Конный вольтиж разновидность наездничества, в основе которого выполнение различных упражнений на лошади, бегущей по манежу в быстром темпе: седы, перемахи, висы за ногу, стойки, перевороты и т.п.
2. Акробатический вольтиж – разновидность акробатики, основанной на приемах подбрасывания и перебрасывания верхнего нижними (нижним), – осуществляемых только мускульно-темповыми усилиями без применения подкидывающих приспособлений (прежнее название “ханд-вольтиж” от нем. Hand – рука).
3. Гимнастический вольтиж – упражнения на раскачивающейся трапеции в полете как вступительная часть номера, а также отрывные упражнения в парной работе гимнастов на рамке, бамбуке, доппель-трапе.
http://procirk.ru/pik/V/voltig_01.jpg
http://procirk.ru/pik/V/voltig_02.jpg
http://procirk.ru/pik/V/voltig_03.jpg

Г

Свернутый текст

ГЕРАДЕШВУНГ     (нем. Gerade – прямая линия, см. швунг). Гимнастическое упражнение – прямой (гладкий) перелет с одного снаряда на другой или в руки к ловитору.
ГИМНАСТИКА     (греч. gimnastike от gymnazo- упражняю, тренирую). Цирковая гимнастика – жанр, сущностью которого является показ физического развития и красоты человеческого тела, демонстрируемых в художественно-образной форме с помощью специально подобранных упражнений, выполняемых на гимнастических снарядах, применяемых в цирке.
ГРЕЧЕ      (нем. Gretsche – спортивная позиция: ноги врозь). Гимнастическое упражнение – из виса на сближенных руках в каче гимнаст махом поднимается в сидячее положение на турник, держа ноги врозь, и “в темп” перелетает на другой турник или выполняет с турника заднее сальто на сход. Упражнение выполняется и в парной работе гимнастов на рамке, но с перехватом руками в верхней точке взлета.
ГРОТЕСК-НАЕЗДНИЦА     (франц. grotesque – причудливый, комичный). Наездница, выполняющая на скачущей лошади танцевально-акробатические и прыжковые элементы.
ГРУППИРОВКА     (от франц. grouper – соединять, группировать, нем. Gruppierung – группировка). Положение туловища, при котором ноги, предельно согнутые в коленях и тазобедренных суставах, удерживаются руками ниже колен.
ГУРТ     (нем. Gurt – пояс кушак). Род подпруги, опоясывающей лошадь ниже холки, с двумя поручнями, за которые наездник (наездница) держится руками при выполнении упражнений в конно-акробатических номерах.

Д

Свернутый текст

ДА КАПО     (итал. da capo – повторение). Трюк или реприза, исполняемые артистом как добавление к номеру после выхода на аплодисменты.
ДРЕССИРОВКА     (франц. dresser – обучение животных, выездка лошадей). Цирковой жанр, основанный на показе животных, зверей, птиц, обученных различным действиям, выполняемым в результате выработки у них стойких условных рефлексов на команды дрессировщика.
ДЬЯБОЛО     (франц. diabolo – старинная детская игра с конусообразными волчками). Номер, в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие скакалки.
ДОППЕЛЬ-ТРАПЕ     (нем. doppel – двойной, двоякий). Гимнастический снаряд – широкая перекладина, подвешиваемая на трех веревках (с тросом внутри) так, что средняя разделяет перекладину на две трапеции, на которых двое гимнастов (гимнасток) выполняют упражнения как по отдельности на каждой, так и вместе на одной.

Ж

Свернутый текст

ЖАНР     (франц. genre – род, вид). Цирковой жанр – исторически сложившаяся совокупность номеров, характеризующихся определенными выразительными средствами и только им присущими действенными признаками.
ЖОКЕЙ     (англ. jockey – наездник на бегах, скачках). Артист, исполняющий акробатические упражнения на лошади, бегущей по кругу манежа. Жокейская работа выполняется также вдвоем и группой.
ЖОНГЛИРОВАНИЕ     (франц. jongleur – от латин. joculator – шутник, забавник, остряк). Жанр, в котором артист демонстрирует искусное умение подбрасывать и ловить предметы в определенной последовательности и в установленном ритме, а также балансировать их.

З

Свернутый текст

“ЗЕРКАЛО”     Специальный обруч, обклеенный бумагой, сквозь который наездник (наездница) прыгает, прорывая бумагу. Применяется и в акробатических номерах.
ЗИТЦЕН-ТРЮК     (нем. sitzen – сидеть, см. трюк). Гимнастическое упражнение – перелет с одного турника на другой с поворотом на 180° в сидячее положение.
ЗУБНИК     Кожаный язычок с утолщением в средней части по конфигурации полости рта, применяемый для выполнения виса в зубах, удерживания партнера, стойки (“стойка в зубнике”).

И

ИЛЛЮЗИОНИСТ     (от лат. illusio – ошибка, заблуждение, обман зрения). Артист, демонстрирующий различные фокусы (см.) с помощью специального реквизита, аппаратов, снабженных секретными устройствами, скрытыми от зрителей, а именно: появления, исчезновения, превращения, перемещения различных предметов, животных, людей, основанные на обмане зрения, применении отвлекающих маневров, ловкости исполнителя и его ассистентов.
ИМИТАТОР     (от лат. imitatio – подделка, подражание). Артист, владеющий искусством подражать различным звукам: пению птиц, звучанию музыкальных инструментов, голосам животных и т.п., что достигается соответствующей тренировкой голосового аппарата в сочетании с применением специально выработанных приемов.

К

Свернутый текст

КАБРИОЛЕТ     (франц. cabriolet). Легкий двухколесный экипаж на высоких колесах, в который запрягается лошадь, выполняющая школьные аллюры под управлением дрессировщицы, сидящей в кабриолете. Используется и в номерах “акробаты на кабриолете”, “жонглеры на кабриолете”.
КАБРИОЛЬ     (франц. cabriole – скачок).
1. В дрессировке – прыжок пощади с поджатыми передними ногами и вытянутыми задними.
2. В парной акробатике – нижний рывком поднимает верхнего в стойку на руках из кача между ног в группировке.
3. В гимнастике – в висе на рамке на подколенках гимнаст удерживает в каче партнера, который махом назад выполняет выкрут прямым туловищем между рук гимнаста.
КАСКАД     (франц. cascade – небольшой водопад, низвергаемый уступами).
1. В акробатике – прыжок-падение на спину (задний каскад) или лицом вниз (передний), исполняемый из разных положений: с места, с разбега, с высоты. Преимущественно применяется в выступлении эксцентриков, клоунов.
2. В жонглировании – прием перебрасывания предметов из одной руки в другую по одной определенной траектории.
КАУЧУК     (англ. cauotshouc, от исп. caucho от перуанс. – упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность акробатики, основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад (“мостик”).
КИППЕ     (нем. Kippe – качели). Гимнастическое упражнение на турнике – подъем из виса на руках в упор при небольшом исходном махе.
КЛИШНИК     (от фамилии английского артиста Э. Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед (“складка”).
КЛОУН     (англ. clown, от патин, colonus – человек из простонародья, нерасторопный простофиля, деревенщина). Традиционный персонаж цирка, выступающий с комическими репризами, шуточными сценками. Соответственно различным видам клоунады различны и амплуа клоунов: Буффонадные, музыкальные, клоуны-дрессировщики, коверные клоуны.
КОЛОННА     (франц. colonne – вертикальная опора, от латин. columne – столб). Акробатическая пирамида из трех человек, стоящих на плечах друг у друга. Соответственно положению каждого из них в колонне, они именуются: нижним, средним, верхним. При большем количестве участников пирамиду называют “колонна из четырех”, “колонна из пяти”. В отдельных упражнениях (заднее сальто на колонну или заднее сальто с колонны на другую колонну) профессионалы именуют колонной пирамиду из двух человек.
КОПФШПРУНГ     (нем. Kopf – голова, sprung – прыжок). Акробатический прыжок: переворот прыжком вперед с опорой на голову или одновременно на голову и на руки.
КОПФШТЕЙН     (нем. stehen-стоять). Равновесие в стойке на голове.
КОРПАТУРА     (от итал. corpomtura – тело, телесное). Расслабленное состояние при легком болевом ощущении во всем теле или в отдельных мышцах, вызванное их переутомлением.
КРАФТ-АКРОБАТЫ     (нем. Kraft – сила). Акробаты, выполняющие упражнение только силовыми приемами (силовые акробаты).
КРАФТ-ЖОНГЛЕРЫ     Атлеты, жонглирующие тяжестями: гирями, ядрами и другими предметами (силовые жонглеры).
КРУП     (франц. croupe). Наиболее широкая часть спины лошади, используемая наездниками при выполнении элементов конной акробатики.
КУЛЬБИТ     (франц. culbute – кувырок, кувыркание). Переворот вперед или назад перекатом через голову. Исполняется с места, а также прыжком с разбега.
КУПЕ     (франц. coup – толчок, удар). Положение в акробатике, из которого нижний или средний подбрасывают верхнего, стоящего на соединенных руках партнера лицом к нему.
КУРАЖ     (франц, courage – смелость, храбрость). Высокие волевые качества, проявляемые артистом при выполнении сложных, опасных трюков.
КУРБЕТ     (франц. courbette – прыжок, скачок). Акробатический элемент – прыжок: из стойки на руках встать на ноги.
КУРС     (латин, cursus – бег, движение). Прыжок жокея с разбега на скачущую лошадь, при котором он встает на круп.

Л

Свернутый текст

ЛОВИТОР     Участник гимнастического номера, который в висе на подколенках на короткой трапеции или рамке (ловиторке) принимает (ловит) партнера, перелетающего к нему с трапеции или с турника.
ЛОНЖА     (франц. longe – повод, веревка). 1. Длинный повод, на котором гоняют лошадей в период выездки, дрессировки. 2. Специальное приспособление, предохраняющее от падений, ушибов во время тренировки или выступлений, представляющее собой веревку (или трос), пропущенную через подвесной блок; один ее конец удерживает пассировщик, другой пристегивается карабином к поясу исполнителя (одинарная лонжа). Двойная лонжа – это две веревки, пропущенные через два блока, висящих на расстоянии друг от друга. Поясная лонжа – пояс с двумя короткими веревками по бокам, удерживаемыми двумя пассировщиками.
ЛОПИНГ     (англ. Looping the Loop – мертвая петля по сомкнутому кругу). Вращение гимнаста вокруг штамборта, к которому его ноги прикреплены специальными выступами в подошвах обуви, входящими в прорези вращающейся втулки на штамборте. Другой способ вращения – перевороты вокруг штамборта, стоя на прикрепленной к нему трапеции, имеющей жесткие стропы.
ЛЯГСКАЧ     подъем-вскок из положения лежа согнувшись, выполняемый за счет резкого разгиба ног в тазобедренных суставах и толчка руками от пола у плеч.

М

Свернутый текст

МАНЕЖ     (франц, manege – помещение для обучения верховой езде и выездке лошадей). Круглая площадка в центре зрительного зала цирка, имеющая 13,5 м в диаметре, на которой происходит представление.
МАНИПУЛЯТОР (ПРЕСТИДИЖИТАТОР)     (латин. manus- рука, итал. presto – быстро, dijito – палец). Артист, исполняющий фокусы с небольшими предметами (картами, шариками, монетами, лентами, цветами, платочками и т.п.) за счет виртуозной техники пальцев и отличной координации движений тренированных рук.
МЕЛАНЖ-АКТ     (франц. melange – смешение, acte – действие). Номер, состоящий из элементов различных жанров, из которых ни один жанр не является преобладающим.
МНЕМОТЕХНИКА (МНЕМОНИКА)     (греч. mneme – память, techne -искусство: искусство запоминания). Номер, в котором демонстрируется искусство запоминания. Один исполнитель, находясь в зрительном зале, с помощью специального устного кода, изменения интонации, обусловленных фраз (“скажите скорее”, “что задумал гражданин” и т.п.) и других приемов передачи, сообщает своему партнеру, находящемуся в манеже (на сцене) заданные зрителями вопросы (знаменательные даты, имена известных деятелей, события, номера купюр и т.п.), на которые следуют быстрые ответы.
МОНОЦИКЛ     (греч. mono – один, zicle – колесо). Одноколесный велосипед, применяемый в велономерах для выполнения на нем различных трюков.

Н

Свернутый текст

НОМЕР     Так именуется художественное произведение циркового искусства, представляющее собой совокупность трюков, исполняемых в определенной композиционной последовательности, которые в сочетании с другими специфическими средствами выразительности, отражают идейно-творческую задачу и оказывают эмоциональное воздействие на зрителей. Термин возник во второй половине XIX в. и обозначал порядок выступления артистов в балетно-оперных дивертисментах.

П

Свернутый текст

ПА-ДЕ-ДЕ     (франц. pas de deux – танец вдвоем). Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
ПА-ДЕ-ТРУА     (франц. pas de trois – танец втроем). Конный номер, в котором акробатические поддержки и пирамиды исполняются тремя артистами на трех лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.
ПАННО     (франц. panneau- плоскость). Плоская твердая площадка – матрас, покрывающая спину лошади и применяемая в некоторых конных номерах как удобная опора для наездника (наездницы).
ПАНТОМИМА ЦИРКОВАЯ     (греч. pantos – все, mimein выражать). Цирковое театрализованное представление с определенным сюжетом, объединяющим номера различных жанров цирка, в котором характер действующих лиц и содержание пантомимы выражены жестом, мимикой, телодвижениями, трюками.
ПАРАД-ПРОЛОГ     1. Торжественный выход-марш всей труппы перед началом представления с приветствием, обращенным к зрителям.
2. Вступительная часть представления с небольшим сюжетом, посвященным какой-либо дате, событию.
ПАРФОРСНАЯ ЕЗДА     (франц. par forse – букв, через силу). Конный номер, исполняемый наездником (наездницей), стоящим на лошади, перепрыгивающей на быстром ходу через различные препятствия (барьеры, ленты и т.п.).
ПАССАЖ     (франц. passage – переход, проход, перелет). 1. В акробатике – заданное направление полета акробата с подкидной доски, трамплина, с рук нижних в прямом и во встречном направлениях. 2. В гимнастике – встречный перелет вольтижеров в полете. на турниках. 3. В верховой езде – ритмичное поднимание лошадью передней и задней ног по диагонали на короткой рыси.
ПАССИРОВКА     (франц. passer – передавать, переправлять, переходить). Быстрые, ловкие действия, выполняемые специалистом (пассировщиком) с целью помочь при выполнении упражнения или предохранить от ушиба, падения (подтолкнуть, придержать, схватить), а также отвести или подвести в нужный момент ленты, обруч, когда через них прыгает наездница.
ПЕРШ     (франц. perhe) англ. -шест, жердь). Снаряд для эквилибристики – длинная дюралюминиевая труба с различными приспособлениями и устройствами, балансируемая артистом на лбу, на плечах, на поясном упоре, в зубнике. На вершине перша партнер (партнеры) выполняют упражнения.
ПИРУЭТ-САЛЬТО     (франц. pirouette – поворот, оборот, см. Сальто). Сальто, выполненное с одновременным вращением тела акробата на 360 относительно продольной оси.
ПИСТА     (франц. piste – скаковая дорожка). Узкая трекоподобная дорожка у барьера манежа, служащая опорой для бегущей лошади и позволяющая ей сохранять определенный наклон корпуса, необходимый для устойчивости наездника.
ПЛАНШ     (франц. planhe – доска, гладкая дорожка).
1. Горизонтальное положение туловища, удерживаемое силой в висе, упоре на гимнастических снарядах. Задний планш – лицом вниз, передний – лицом вверх.
2. Выпрямленное (а не группированное) туловище при выполнении сальто (сальто планшем) или при силовом выходе в стойку на руках (стойка планшем).

Р

Свернутый текст

РЕПРИЗА     (франц. reprise – возобновление, повторение). В цирке – короткая словесная шутка или смешное действие в выступлении клоунов.
РИЗЕНВЕЛЛЕ     (нем. risen-огромный, громадный, Velle – волна). Гимнастическое упражнение – большие обороты вокруг турника на выпрямленных руках. Среди любителей спорта известно под названием “солнце”.
РОНДАД, РУНДАД     (франц. rond – круг, нем. rund – круглый). Элемент прыжковой акробатики – переворот с поворотом, служащий связующим звеном для перехода от разбега к прыжкам, выполняемым спиной по направлению разбега.

С

Свернутый текст

САЛЬТО     (итал. salto – прыжок, скачок). Акробатический прыжок – безопорное вращение тела вперед, или назад, или в сторону с полным переворачиванием через голову. Выполняется в группировке или прямым туловищем, с места или с разбега, а также с помощью подбрасывающих приемов или подкидывающих устройств.
САНЖИРОВКА     (франц. changer – менять, обменивать, заменять).
1. Ловкие, быстрые действия фокусника, умело и незаметно под меняющего предметы во время манипуляции ими, или создающего обманчивое впечатление замены, которой не было на самом деле.
2. В гимнастике – темповой поворот на 180 махом вперед на турнике или в полете.
3. В дрессировке – изменение направления хода лошади или группы лошадей, выполняемое по команде дрессировщика (” санжей!”).
СВОБОДА (СВОБОДНАЯ ДРЕССИРОВКА)     Одна из форм показа группы дрессированных лошадей, выступающих под управлением дрессировщика, но свободных от управления наездниками.
СКОМОРОХИ     (бродячие музыканты, плясуны, комедианты в древние времена). Странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие на улицах, площадях, ярмарках и показывавшие элементы дрессировки, звукоподражания, игру на музыкальных инструментах, жонглирование, а также сатирические разговорные сценки, песни. Являются основоположниками отдельных видов зрелищ и некоторых жанров цирка в России.
СТРЕКАССАТ     (итал. streca-tschere – удлинение, растяжение). Способ выполнения некоторых прыжков, позволяющий акробату продвигаться в сторону, противоположную перевороту.
СУПЛЕСС     (франц. souplesse – гибкость, податливость). Резкое сгибание туловища броском назад за счет сильного прогиба.

Т

Свернутый текст

ТАБЛО     (франц. tableau – картина). Общий вид большой группы дрессированных лошадей, выполняющих в единой композиции различные фигурные построения, перестроения по манежу, на тумбах, вокруг них и т.п.
ТАНДЕМ     (англ. tandem – двухместный, двухколесный велосипед, приводимый в движение обоими ездоками, сидящими один за другим; упряжка лошадей, следующих цугом – одна впереди другой). Разновидность школьной езды на двух-трех лошадях, идущих по манежу друг за другом. Наездница, сидя верхом на последней лошади, направляет ход впереди бегущих лошадей с помощью длинных поводьев, заставляя проделывать различные повороты, которые повторяет лошадь с седоком.
ТВИСТ     (англ. twist – крутить, скручивать). Акробатический прыжок – переднее сальто, выполненное после поворота на 180.
ТРАМПЛИН     (франц. tremplin – от итал. trampoline – от trampole-ходули), Приспособление для выполнения акробатических прыжков с разбега через препятствия представляющее собой наклонную площадку, приподнятый конец которой при отталкивании от наго ногами, создает отдачу, увеличивающую валет прыгуна.
ТРАПЕЦИЯ     (греч. trapezion – четырехугольник с неравными сторонами, букв. – столик). Гимнастический снаряд – металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе, в упоре, как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.
ТРЕНЗЕЛЬ     (нем. Trense – удила). Железные удила, которые при натягивании прикрепленных к ним поводьев упираются в нёбо лошади, заставляя ее поднимать голову, останавливаться, поворачиваться.
ТРИНКА     старинное название специального устройства, на котором артист лежит с поднятыми ногами при исполнении номеров антипода, икарийских игр, балансировании перша или лестницы ногами. По некоторым сведениям название произошло от количества традиционных предметов, какими пользовались антиподисты прошлых времен (мальтийский крест, шар и бочка). В настоящее время больше применяется название “антиподная подушка”.
ТУРНИК     (франц. tourner – вертеть, вращать, перевертывать). Древнейший гимнастический снаряд – перекладина из стального прута, обклеенная специальной лентой. Укрепляется горизонтально на двух металлических вертикальных стойках, которые неподвижно крепятся тросами и блоками к барьеру манежа.
ТУШЕ (ТУШИРОВКА)     (франц. toucher – трогать, касаться). Способ воздействия на дрессированное животное – легкое подстегивание, прикосновение кончиком хлыста, применяемое как условно-рефлекторная команда к выполнению определенных заданных действий: построение, замедление или ускорение бега, перестроение, повороты и т.п.
ТЫРСА     Смесь дробленых опилок и чернозема, покрывающих манеж поверх слоя глины.

У

Свернутый текст

УНИФОРМИСТЫ     (нем. Uniform – форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие номера по установке реквизита, аппаратов, снарядов, участвующие в пассировке и уходу за манежем.

Ф

Свернутый текст

ФОКУС     (нем. Hokus – pokus – уловка). Ловкая трюковая проделка фокусника, поражающая своей сверхъестественностью, в основе которой ловкость рук артиста, техника специальной аппаратуры, реквизита, обман зрения, отвлекающие приемы.
ФОРГАНГ     (нем. Vorhang – занавес). Занавес, отделяющий манеж от закулисной части.
ФОРДЕРШПРУНГ     (нем, vorder – передовой, передний; Sprung прыжок). Акробатический элемент – переворот прыжком вперед с опорой на руки.
ФУСВЕЛЛЕ     (нем. Fuss – нога, стопа). Гимнастическое упражнение – обороты вокруг турника, выполняемые в положении, при котором гимнаст, держась руками за турник, одновременно упирается в него ногами.
ФУС-САЛЬТО     Сальто, выполняемое за счет подбрасывания нижним верхнего толчком в ступню ноги, которую верхний ставит на соединенные кисти рук нижнего.

Ц

Свернутый текст

ЦИРК     (от латин. circus – буквально – круг).
1. Вид искусства.
2. Здание с манежем, где даются цирковые представления.

Ч

Свернутый текст

ЧЕПРАК       Войлочная или брезентовая накидка, надеваемая на спину лошади при исполнении конно-акробатических номеров. Чепрак посыпается канифолью против скольжения.

Ш

Свернутый текст

ШАМБРИЕР     (франц. chambriere – манежный бич). Длинный хлыст на гибкой длинной рукоятке, с помощью которого дрессировщик управляет действиями животных. Указующее движение шамбриером прикасание его кончиком, пощелкивание им являются для животных условной командой, выработанной в процессе дрессировки. Применяется также и в конно-акробатических номерах для поддержания бега лошади в одном установленном ритме.
ШАПИТО     (франц. chapiteau – купол, колпак). Легкая разборная конструкция летнего цирка с брезентовой крышей, поддерживаемой длинными мачтами.
ШАРИВАРИ     (франц. charivari, – шум, гам). Разнообразные акробатические прыжки, исполняемые большой группой артистов в быстром темпе, непрерывно в продолжении всего выступления, демонстрируемые как концовка группового номера или завершение пролога, программы, пантомимы.
ШВУНГ     (нем, Schwung – взмах, полет). Резкий рывок всем туловищем или одними ногами для увеличения маха, кача.
ШЕНКЕЛЬ     (нем. Schenkel – часть ноги). Внутренняя часть ноги от колена д,о щиколотки, обращенная к лошади. Нажимая шенкелями в бока лошади и одновременно действуя поводьями наездник (наездница) заставляет ее выполнять определенные действия в верховой езде.
ШПРУНГ-КАНАТ     (нём. Sprung – прыжок). Горизонтальный канат, укрепленный между двумя мостиками и имеющий амортизаторы на концах, придающие ему подкидывающее и пассирующее свойства, позволяющие эквилибристу выполнять прыжковые элементы.
ШТАМБОРТ     (нем. Stam – ствол, Bord – край). Металлическая перекладина, которая подвешивается горизонтально за края и укрепляется неподвижно растяжками. К ней подвешиваются снаряды и аппараты цирковых номеров. Также используется для номера “акробаты на штамборте”.
ШТЕЙН-ТРАПЕ     Снаряд для эквилибристики – утяжеленная трапеция, на которой выполняются различные упражнения, демонстрирующие искусства сохранения равновесия.
ШТИЦ     (нем. Stutze – подпора, опора). Силовой подъем из виса на руках в упор, выполняемый на гимнастических снарядах: турнике, кольцах, трапеции. Применяется и в работе силовых акробатов.
ШТРАБАТЫ     (итал. strap-pare – отрывать). Концовка гимнастического номера обрыв, выполняемый с помощью двух длинных веревок, собранных в легко распускающиеся петли и прикрепленных концами к ногам гимнаста.
ШТУРЦВЕЛЛЕ     (нем. Sturz – падение). Гимнастическое упражнение на турнике – большие обороты вперед.

Э

Свернутый текст

ЭКВИЛИБРИСТИКА     (лат. aeguilibris – находящийся в равновесии). Цирковой жанр, в основе которого демонстрация искусства сохранения равновесия в различных условиях, усложненных применением специального реквизита и снарядов.
ЭКСТЕРЬЕР     (франц. exterieur – наружный, внешний). Внешнее строение животного.
ЭКСЦЕНТРИКА     (от латин. excentrum – вне центра). Художественный прием актерской выразительности, основанный на комедийном изображении действительности и служащий для передачи невероятного, неожиданного, нарушения привычной жизненной логики. Для эксцентрики специфично рассмотрение характеров и жизненных явлений с необычной стороны, использование предметов в несвойственной им функции и т.д.
ЭПИЛОГ     (греч. epi – после, logos – слово, речь). Заключительная часть представления, в которой участвует вся труппа.